Накануне праздника тысячелетия в Бресте побывал Гедиминас Таранда – знаменитый режиссер, который прославился как танцовщик на сцене Большого театра, руководитель балетной труппы «Имперский русский балет», гастролирующей по всему миру. Он приехал не один, а в компании своего друга – нашего земляка, Героя России Александра Дарковича.
В кафе на ул. Советской гостям предложили (чистая случайность!) «десерт Павловой». Пирожное стало популярным после того, как его рецепт изобрела во время гастролей в Австралии и Новой Зеландии прославленная русская балерина почти 100 лет назад. Но настоящей «вишенкой на торте» стал подготовленный гостями сюрприз. В канун Нового года «Имперский русский балет» намерен привезти в Брест спектакли «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и блестящий гала-концерт. Об этом и не только – в эксклюзивном интервью Гедиминаса Таранды «Вечернему Бресту».
«Щелкунчик» в Бресте
– Гедиминас Леонович, расскажите подробнее о своих планах…
– Мы ведем переговоры с областной филармонией по поводу совместного проекта во время новогодних каникул в городах Брестской области: Бресте, Пинске, Кобрине, Березе… Название проекта: «Встречайте Новый год с друзьями и с классикой». 30-31 декабря балет «Щелкунчик» в исполнении профессиональных артистов «Имперского русского балета» смогут посмотреть брестчане.
В каждом городе планируется участие в спектакле местных ребятишек, которые учатся танцам: выступать на одной сцене с профессиональным балетом – это на всю жизнь.
Если все сложится, в декабре привезем в Брест уникальный костюм Майи Плисецкой – ее кринолин (когда московский музей Бахрушина делал выставку, посвященную балерине, они его брали у нас). Кроме того, мы еще привезем свои костюмы. И зрители смогут примерить пачки и пуанты и сфотографироваться у станка. Поэтому на спектакль лучше приходить заранее, до начала представления.
Скажу больше: если «Динамо Брест» выиграет чемпионат, мы готовы показать балет на его родном стадионе.
Сейчас мы с Александром много ездим по Беларуси. Звонки из Москвы застают нас то в Пинске, то в Бресте, то в Давид-Городке. В Пинске мы встречались с руководителями культуры Беларуси и области, посмотрели выступление коллективов города. Потрясающе.
Давид-Городок «заразился» балетом
– Шума наделала ваша балетная школа в Давид-Городке. Как развивается этот проект?
– Ему год уже, сейчас будет второй набор детей. Кстати, мы только что вернулись оттуда. Решали организационные вопросы, связанные с развитием школы. С администрацией осмотрели одно историческое здание в центре города. Это старая библиотека, из которой вывезли все книги. В настоящее время оно пустует в ожидании ремонта. Было бы здорово к 920-летию Давид-Городка, которое отметят в августе 2020 года, отремонтировать его и оборудовать под хореографическую студию, – это будет шикарным подарком детям и их родителям. Кроме того, мы приехали с готовым сценарием праздника (придумали совершенно удивительные вещи) и предложили его руководству городского исполнительного комитета для рассмотрения.
– Вы полагаете, в полесской глубинке может вырасти еще одна Майя Плисецкая или еще один Таранда?..
– Когда родители приводят к нам в школу детей, я говорю им на родительском собрании: «Вы чего хотите: сделать из ваших детей солистов Большого театра? Или получить гармоничную личность?» Если вы хотите сделать из них звезд балета, даже не представляете, на что вы их обрекаете. Это тяжелейший, изнурительный труд. Из тысячи детей двое, пятеро получат удовлетворение от профессии, потому что они попадут куда надо, а остальные могут не найти себя в этой жизни. Детей надо отдавать в балетную школу, чтобы ребенок рос гармонично развитой личностью. Чтобы он понимал, что такое танец, что такое балет, музыка, осанка, как надо ходить. Спорт доступен каждому. А люди, которые занимаются музыкой и хореографией, – это элита. Кроме всего прочего, есть физические данные, без которых в большом балете (профессиональном) нет никакого смысла находиться. И мне очень нравится, что в Давид-Городке это понимают: родительский комитет увлечен пошивом костюмов, дизайном, люди готовы стены красить. А детей так вдохновляют поездки в Москву, где они участвуют в спектакле «Щелкунчика» с «Имперским русском балетом».
– Надо полагать, без рыбалки на Горыни не обошлось?
– Без этого не выпустят. Я 15 лет так не рыбалил, в восторге был: Горынь, природа, все так классно. Уху делали вкуснейшую. Александр поймал судака и все шутил, что меня, имеющего прибалтийские корни, «на шпроты тянет». Но и мне удалось поймать щуку.
– Как в Вашей жизни появился Александр Даркович?
– Мы состоим в одной общественной организации (российско-белорусской дружбы). Александр очень тесно связан с Давид-Городком, откуда он родом. Приезжала их делегация в Москву, попали на балет, перед спектаклем я их представил московскому зрителю, а по окончании пригласил за кулисы. Там Александр в присутствии гостей и артистов предложил рассмотреть возможность открытия балетной студии при местном Доме культуры. Что оставалось сделать, когда просит морская пехота? Пришлось согласиться в надежде, что это скоро забудется. И однажды он сказал: «А поехали со мной в Давид-Городок!». И мы не просто открыли там балетную школу. Вначале заключили соглашение с городским исполкомом и взяли на себя обязательство оказывать методическое сопровождение и помощь в оформлении танцевального класса. Подобрали толкового руководителя, провели с ней обучающие семинары. Дали возможность выйти на сцену в составе «Имперского русского балета» в Москве. Это очень важно для развития.
В этом году вместе с моими артистами (25 человек в костюмах и в масках) поехали на фестиваль «Конікі». Нас принял председатель Столинского райисполкома. Ознакомил с традициями района и провел экскурсию по предприятиям города. Затем состоялась встреча с родителями детей балетной студии. Малыши подготовили первые выступления, а вечером окунулись в атмосферу уникального фестиваля – одного из немногих на постсоветском пространстве, где сохранилась живая традиция. Каждый человек готовится к празднику, украшает свой дом фонариками и ждет, чтобы пришли ряженые колядовать. А вечером все собираются на площади. Не мог представить, что можно столько наколядовать, мы увезли две машины – колбасы, сало, соленья. В общем, приехал на два дня, а пропал в Беларуси на пять. Кстати, из желающих попасть на «Конiкi» уже очередь выстроилась на следующий год. Обязательно приеду.
«Я посвятил этому четверть века»
– В этом году «Имперскому русскому балету» исполняется 25 лет. В рамках юбилея наша труппа провела гастроли в Австралии, Новой Зеландии, Китае, Бразилии. В Санкт-Петербурге у нас был 21 спектакль, а также 6 спектаклей в Москве.
25 лет я посвятил тому, чтобы наш коллектив так зарекомендовал себя. Кроме того, сейчас я еще возглавляю балетную труппу в ансамбле песни и пляски «Росгвардия России» под управлением Виктора Елисеева.
В труппе «Имперского русского балета» лучшие выпускники наших балетных школ из России, Украины, Беларуси, Казахстана, Молдовы. Есть литовцы, англичане, испанцы, еврей… Во всех странах русские заложили основы балетного искусства. Два года назад в труппу влился и занял в ней хорошие позиции Женя Раукуть из Минска. Фантастический артист: почти два метра ростом, красавец, замечательный мужской характер. Когда приезжают белорусские артисты, труппа по-другому дышит. Белорусы – они другие. У них сохранилась культура: особое отношение к старикам, женщинам. Это создает правильный образ.
В репертуаре очень много спектаклей. Мы – частная компания, которая выступает в лучших театрах мира. Визитная карточка у нас – «Болеро», «Половецкие пляски», «Кармина Бурана» с хором и оркестром, «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Ромео и Джульетта» – мощнейшие трехактные спектакли, которые мы показываем не только в лучших театрах России, но и в Австралии – в Сиднейском театре, в Королевском театре Новой Зеландии…
10 лет дружбы и разрыв с Майей Плисецкой
– Как артист балета Вы дебютировали в Большом театре – в «Дон Кихоте».
– Да, с позором. Вышел на сцену с опозданием на 16 тактов и споткнулся. И все потому, что забыл снять вязаные гетры, которые артисты балета надевают, чтобы не охлаждались мышцы. После такого дебюта можно было вылететь из театра. Но я, тем не менее, остался и зарекомендовал себя сразу. Вообще такие дебюты бывают. Лев Яшин тоже в дебютном матче пропустил несколько голов.
– Не просто остались, а были партнером по сцене потрясающей Майи Плисецкой.
– Мы вместе выступали в балете «Кармен». Она меня взяла прямо из школы в свой спектакль. Буквально через шесть месяцев я выступал с ней в «Кармен». А потом уже, в 1993 году, она попросила сделать для нее творческий вечер в Японии. И с 1993 года мы ежегодно в течение 10 лет выступали с ней: организовывали гастроли, шили костюмы.
– Но потом произошла размолвка совсем не из-за творчества…
– Одна прекрасная косметическая фабрика предложила нам сотрудничество по выпуску специальной линии для балета, которую рекомендовала Майя Плисецкая. По договоренности, фабрика нам сделала костюмы «Лебединого озера» и декорации (мы их тоже привезем в Брест, увидите, они уникальные. Мы запросто соперничаем с лучшими государственными театрами по качеству костюмов и декораций). Но так случилось, что Родион Константинович Щедрин, муж Майи Михайловны, решил поменять условия контракта. Компания на это не пошла, были нотариально заверенные документы. Но скандал тем не менее произошел и закончился разрывом отношений. Для нас это было ужасно: десять лет делали все вместе, рука об руку шли. 10 лет Майя Плисецкая была у нас в «Имперском русском балете» почетным президентом: с 1993 по 2003 год. Она с нами принимала участие в гастролях нашей компании в Японии, Корее, Бразилии, Аргентине… И все главы первой книги, которую написала, она читала мне. Во время гастролей в Японии открывала главу и читала.
– Как человек – какой она была?
– Очень проста в общении, у нее никогда не было снобизма. Как только люди начинают юлить и заигрывать – чувствовала моментально, на подсознательном уровне, врать ей не стоило. И ты должен быть профессионалом до мозга костей – это в первую очередь. Иначе она не будет с тобой говорить.
– Что Вас подвигло участвовать в проекте «Ледниковый период»?
– Директор Первого канала Константин Эрнст так сделал предложение, что я не смог от него отказаться. Хотя на подготовку отводилось всего 7 дней. На коньках в жизни не стоял, нам и запрещено. Опора у артистов балета на полупальцы, а у фигуристов – посередине стопы. И у фигуристов зубчики на носу конька. Так как у меня привычка стоять на полупальцах, зубцы все время врезались в лед, и я каждую тренировку по 20-30 раз падал. А на льду во время съемок – ни разу. Потому что моей партнершей была олимпийская чемпионка Ирина Слуцкая, которая тебя держит и плечом, и бедром, и коленом, и взглядом. Нам удалось создать номера, которые вошли в золотой фонд «Ледникового периода».
Я люблю такие авантюры, люблю ставить перед собой невыполнимые задачи. Вот и сейчас у нас есть потрясающая мечта – сделать фестиваль в Бресте. Это практически невозможно, но мы сделаем.
Преодоление
– Считаю себя счастливчиком: падал раз 20 головой в землю – и заново вставал, опять шел.
– Когда больнее всего было падать?
– Одно из самых чувствительных, конечно, увольнение из Большого театра в 1993 году. Сегодня вечером у меня премьера балета «Корсар». Я должен танцевать главную роль, люди пришли смотреть. Я прихожу на спектакль в пять часов вечера, а мне говорят: «Таранда, ты сегодня не танцуешь, ты уволен». Второй состав гримируется, подписан приказ. Сидишь в раздевалке – и ты кто? Ты никто.
Что-то надо сделать, а что – не понимаешь. Перед самым началом спектакля меня осенило. Выхожу к зрителю, говорю: «Дорогие друзья, вышел с вами попрощаться, потому что сегодня у нас чиновники главные в театре, артист для них ничто. Сегодня меня выкинули из театра, уволили. Говорю большое спасибо пожарным, костюмерам, гардеробщикам, вам, зрителям, за то, что приходили ко мне на спектакли».
Потом лет пять, как только появлялся в театре, звонили охранникам: «Таранда в театре, приставьте человека».
– Почему все так случилось?
– Сложные годы 1990-е, театр в большом застое. У Юрия Николаевича (Григоровича. – Авт.) своя молодая труппа, которой он занимался, она выезжала на гастроли, а мы оставались без работы. Поэтому я официально организовывал гастроли в Англию, Австралию, Германию. Говорил: «У меня есть контракт на поездку в Австрию. Я готов вывезти труппу Большого и оркестр – 150 человек». Я выступал как продюсер на протяжении 3 лет. Как на меня могли смотреть Григорович и другие директора? Конечно, моя популярность в балете была высока. Но мне сказали: «Либо ты прекращаешь, либо уволим».
После увольнения из театра Майя Плисецкая предложила стать режиссером-постановщиком ее творческого вечера в Японии. Подобрал состав исполнителей, поставил специальный хореографический номер для Плисецкой. Представление признали лучшей музыкальной программой 1993 года. «Гедиминас, у тебя есть способности, ты можешь разговаривать с людьми, можешь организовывать. Тебе надо собрать свою компанию», – сказала тогда Майя Михайловна. Так появился «Имперский русский балет».