«Какое искусство сравнится с искусством образования души и просвещения ума юноши? Человек знающий сие искусство, должен быть внимательнее всякого живописца и ваятеля». В этих словах святителя Иоанна Златоуста мы обнаруживаем зерно профессии учителя – ее избранность, значимость и невероятную ответственность. И в отличие от художника результат своей работы педагог не увидит ни сейчас, ни завтра, ни даже через месяц. А значит, и поправить неточность ему не удастся. Добавляя каждый штрих в свое творение, придется смотреть далеко вперед.
Сегодня свой праздник отмечают те, чья профессия по большому счету есть профессия без права на ошибку. Любое действие учителя, совершаемое в данный момент, уже отразилось на будущем ребенка.
О своих учителях сегодня вспоминают известные деятели культуры и искусства.
Гедиминас Таранда, основатель и художественный руководитель “Имперского Русского Балета”, заслуженный деятель искусств РФ:
“На мой взгляд, родители и учителя – самые главные люди в жизни ребенка. Родители дают жизнь, а чуть малыш подрастет, они передают свое родное чадо в руки педагогов. Представляете, какая ответственность лежит на учителе?! Вот мы вышли на улицу – дорог много. По какой пойти? Именно настоящий учитель покажет те первые тропинки, по которым маленькому человеку надо дойти до большой дороги жизни. Такие учителя бесценны!
Наше поколение застало педагогов, которые не просто передавали знания, а направляли, показывали эти заветные правильные тропинки. Мне бесконечно повезло! Сначала в Воронеже я попал к талантливейшему тренеру по греко-римской борьбе Александру Ивановичу Батищеву. Затем – в народный коллектив к Владимиру Владимировичу Соколову и Анатолию Беляеву. Именно они нацелили меня на поступление в Воронежское хореографическое училище, где я учился у Азы Владимировны Кулаевой, Петра Афанасьевича Силкина и Владимира Ивановича Сычева. Опять же мои педагоги меня направили в Москву к Игорю Валентиновичу Уксусникову и к моему любимейшему педагогу Алле Георгиевне Богуславской, впоследствии передавшей меня в Большой театр своему мужу Анатолию Романовичу Симачеву, который работал со мной над множеством образов. Юрий Кузьмич Владимиров включился в мое образование. Все они бережно передавали меня из рук в руки. Из меня лепил артиста и личность великий Юрий Николаевич Григорович.
Мы у них учились, мы все впитывали. Мы даже не понимали, что учимся, – настолько грамотно они нас вели: рассказывали, показывали, советовали, спорили с нами, творили! Как искусно ими была сформирована среда, в которой развивался молодой творческий организм. Это фантастика!
И поэтому я считаю, что роль учителя – редчайшая! Если мы, родители, находим педагога, которому мы можем с уверенностью передать наше чадо, это счастье! Конечно, мы должны оберегать учителей, принимая во внимание условия, в которые они сегодня поставлены. У учителя должно быть свободное время для творчества, чтобы развиваться и развивать наших детей, а не для заполнения тысячи бумаг. Ведь бумажная бюрократия – убийство педагогов, нашей учительской элиты. Это мое мнение, но я думаю, и мнение многих других. Российская система образования меняет самого педагога как личность. Она его ломает. Многие учителя этому стараются не поддаваться, но системе сопротивляться очень трудно.
Меня все время зовут преподавать, а я отказываюсь, потому что я не могу тратить время на бумаги, хотя мне нравится передавать опыт молодым.
Я смотрю на учителей и снимаю шляпу перед ними. Люди, вложившие столько труда в детей, недооценены нашей страной. Учителя по-настоящему ценят только в Японии. Там он национальный герой, и это понимают все. И там государство многое делает для учителей даже в мелочах, вплоть до специальных скидок в магазинах.
Мое пожелание в том, чтобы профессия учителя снискала должное уважение, а главное, чтобы учителям создали такие условия, которые позволят им творить и получать удовольствие от передачи своего знания последующим поколениям.”