Щелкунчик
05/05/2019
Бразилия / João Pessoa / Teatro Pedra do Reino
Балет в двух действиях
Музыка – П.И.Чайковский (1840-1893)
Либретто – Гедиминас Таранда
Хореография – Василий Вайнонен
Редакция – Гедиминас Таранда
Сценография – Андрей Злобин
Художник по костюмам – Анна Ипатьева
Либретто к балету создано Мариусом Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» 1816 году. В основу либретто легло переложение сказки, сделанное в 1844 году Александром Дюма-отцом. Премьера балета состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.
Музыку Петра Ильича Чайковского знают и любят во всем мире.
Слушая произведения композитора, каждый человек находит в них что-то свое, родное, близкое и сокровенное. В этом удивительном даре – выражать в музыке чувства и мысли, доступные и понятные миллионам людей, заключена колоссальная сила искусства Чайковского.
Среди музыкантов биография Чайковского представляет собой довольно редкое явление: композитор приходит к музыке как к профессии, лишь на 22-м году жизни. Он после окончания Училища правоведения в Петербурге в чине титулярного советника начал службу в министерстве юстиции. Но изменить судьбу и воплотить мечту детства Петру Ильичу помогла сама жизнь. Открытие в 1862 году Консерватории в Петербурге -первого в России профессионального музыкального учебного заведения — определили дальнейший путь.
Учеба в Консерватории была похожа на служение – три года понадобилось, чтобы получить диплом, серебряную медаль и звание свободного художника.
В сочетании гениальности и высокой трудоспособности следует искать причину той поражающей быстроты, с которой рождались творения Чайковского.
Оперная, симфоническая, инструментальная, вокальная и балетная музыка Чайковского заслуженно получили мировую славу.
Сказка Гофмана «Щелкунчик» стала основой сюжета последнего балета П. И. Чайковского. В 1891 году, в зрелом возрасте, незадолго до смерти, П. И. Чайковский воплотил в своем творчестве новую тему – открытие мира на пороге юности. Задуманный как «детский» балет-феерия, «Щелкунчик» оказался лирико-философской поэмой и значительным произведением, открывшим новые пути в балетном театре рубежа 19 и начала 20 века.
…Какие только удивительные вещи не случаются под Новый год и на Рождество! Могут вдруг ожить любимые игрушки: солдатики, куклы, медведи…Елка – пушистая, украшенная сластями и разноцветной мишурой – вдруг начнет расти, и вот ты уже чувствуешь себя маленькой снежинкой, затерявшейся в ее ветвях. А может, ты стал таинственным волшебником, или Принцем?
Послушай самую волшебную из сказок об удивительных снах Рождественской ночи. Для тебя ее создал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский, автор еще двух балетов, множества опер, симфоний, пьес.
Сегодня ты увидишь балет «Щелкунчик».
1 акт
Действие происходит в старинном немецком городке в начале XIX столетия. Вечер. В канун Рождества на улице оживленно, празднично. Среди приглашенных на елку к Штальбаумам старый чудак, изобретатель и мастер игрушек, друг детей Дроссельмейер. Празднично украшена гостиная в доме Штальбаума. Собираются гости. Входит Дроссельмейер. Он несет с собой подарки. Все готово к началу праздника. Вбегают дети. Начинается игра в жмурки. В ней принимает участие Дроссельмейер. Ему завязывают глаза. Первой попадается зазевавшаяся маленькая дочка Штальбаума Маша.
После игр начинаются танцы. Затем Дроссельмейер в костюме чародея показывает свои фокусы и кукольное представление: «Принцессу хочет похитить Мышиный король, но отважный Щелкунчик убивает Мышиного короля и спасает принцессу». Дроссельмейер не истощим на выдумки. Он показывает детям заводного паяца, куклу. Но больше всех Маше нравится Щелкунчик.
Франц отнимает у Маши Щелкунчика и нечаянно ломает его. Дроссельмейер быстро чинит Щелкунчика. Маша ласкает и успокаивает обиженного любимца. Поздно, часы бьют 10 часов, юным гостям пора расходиться. Бал заканчивается, гаснут огни рождественской елки….
Ночь. Комната, где стоит елка, освещена лунным светом. Она кажется таинственной, полной волшебных тайн. Превозмогая страх, Маша пришла сюда проведать «больного» Щелкунчика. Она обнимает его и засыпает. Маша видит сон, будто мыши занимают гостиную. Во главе их сам Мышиный король. Только находчивость и храбрость Щелкунчика спасает всех. Выстроив оловянных солдатиков, он смело ведет их на битву с мышиным войском. Но силы неравны, мыши побеждают. Щелкунчик остается один на один с Мышиным королем и его свитой. Преодолевая страх, в решительный момент Маша бросает елочной игрушкой в Короля Мышей и этим спасает Щелкунчика. Храбрый солдатик ударом шпаги насмерть поражает громадного мышиного повелителя. Мыши бегут с поля боя. Дроссельмейер превращает Щелкунчика в прекрасного принца. Раздвигаются стены дома, в волшебном хороводе кружатся легкие снежинки. Щелкунчик-Принц зовет Машу в сказочный дворец. Они садятся в волшебную ладью и устремляются к своей Мечте.
2 акт
Маша и Принц-Щелкунчик в волшебной ладье плывут по сказочному царству. Их встречают ангелочки и друзья – куклы. Играет оркестр добрых гномиков. Маша и Принц счастливы – они достигли царства мечты! Появляется Дроссельмейер, в руках у него кукла – Щелкунчик.
Неужели это был только сон? Взмах волшебной палочки и сон превращается в реальность.
*