Болеро

bolero (2)
Выходные данныеО балетеКраткое содержаниеГалерея
Морис Равель (1875-1937)
Хореография – Николай Андросов
Костюмы – Алла Коженкова
Автор идеи – Гедиминас Таранда

Морис Равель (1875-1937) ощущал себя гражданином  мира: его мать была родом из басков, отец – швейцарец. Композитор родился в Испании у Пиренейских гор, учился и жил в Париже, испытал влияние Э. Сати, К. Дебюсси, Н. Римского-Корсакова, оркестровал «Картинки с выставки» М. Мусоргского, совместно с И. Стравинским обработал «Хованщину».

Во время первой мировой войны был признан негодным к службе, однако добился, чтобы его взяли в действующую армию санитаром, затем шофером. Позже много концертировал как пианист и  дирижер, совершил  турне по Европе, жил и работал в США. По заказу С. Дягилева на либретто М. Фокина создал хореографическую симфонию – балет «Дафнис и Хлоя».  В 1925 написал  оперу «Дитя и волшебство». Прославился как автор оркестровых произведений: «Испанской рапсодии», «Вальса» и «Болеро».

Известно, что идея «Болеро» возникла у композитора после посещения крупного завода с его поточными линиями, мерным движением механики, грохотом машин. Но «великая музыка, – часто повторял Равель – всегда идет от сердца».  «Болеро» – одно из самых чувственных произведений мировой музыкальной классики. Здесь  царят завораживающие народные мотивы южных областей Испании, Африки, Мавритании.

На постаменте – прекрасное  Божество, которому поклоняются многочисленные жрицы и жрецы. Музыка все громче и это, кажется, оживляет идола, превращая из безмолвного изваяния  в живую Богиню. Она сходит на землю по лестнице из живых человеческих тел и сливается в танце с Главным Жрецом – единственным, кому дано право    прикоснуться к Богине.  Он опьянен ее близостью и, кажется, стал равен Божеству. Но это – обман, навеянная чарами иллюзия. Богиня вновь взойдет на свой трон-постамент, величественным жестом столкнув в бездну устремившегося за ней безумца…