Дон Кихот
Балет в трех актах
Людвиг Минкус (1826-1917)
по роману М. Сервантеса
Хореография: Мариус Петипа, Александр Горский
Редакция: Гедиминас Таранда
Сценография: Андрей Злобин
Художник по костюмам: Камилла Якубова
История мирового балета знает множество примеров творческого содружества композитора и хореографа. Причина этого заключается в характере самоѓо балетного жанра, в котором сливаются воедино музыка и искусство Терпсихоры. Одним из знаменитых творческих тандемов в XIX веке стало сотрудничество Людвига Минкуса и Мариуса Петипа. Именно ему мы обязаны появлением балета «Дон Кихот», вошедшего в сокровищницу искусства.
Скрипач и композитор Людвиг Федорович Минкус (1826-1917) родился в Вене, где получил музыкальное образование. В пятидесятые годы XIX века Минкус приехал в Россию и работал капельмейстером крепостного оркестра князя Н. Юсупова, а позднее перебрался в Москву, где был солистом оркестра Большого театра. Когда открылась Московская консерватория, Н.Рубинштейн пригласил Минкуса в качестве преподавателя по классу скрипки. Через три года хореограф М. Петипа привлек Минкуса к созданию «Дон Кихота».
Как и Минкус, Мариус Петипа (1818-1910) принадлежал к числу «русских иностранцев». С его именем был связан блестящий расцвет русского балета. Француз, родившийся в Марселе, Мариус Петипа начинает работать в России с 1847 года. Будучи балетмейстером петербургской сцены, он выступал и как танцовщик, а с 1857 года почти ежегодно создавал новые балеты.
Сюжет, почерпнутый из романа М.Сервантеса «Дон Кихот», на который в 1869 г. Петипа задумал создать свой очередной балет, неоднократно воплощался на сцене. Еще с XVIII века во многих театрах Европы шли спектакли с этим названием. В основе сюжета — эпизод из истории странствий Дон Кихота и Санчо Пансы. «Рыцарь печального образа» и его верный оруженосец помогают юной красотке Китри одурачить жадного отца, мечтающего выдать ее замуж за богатого и глупого Гамаша, и бежать с веселым цирюльником Базилем.
Творческое сотрудничество Минкуса и Петипа продолжалось многие годы. Для постановок Петипа композитор написал 16 балетов, из которых наиболее известны «Бандиты», «Баядерка», «Фиаметта», но «Дон Кихот» остался одним из лучших творений этого тандема.
«Дон Кихот» по праву признан классикой балетного жанра. Однако в сценической истории балета случались свои повороты. В 1900 году, еще при жизни Петипа, новую хореографическую редакцию балета осуществил молодой, только что окончивший Петербургское театральное училище Александр Горский (1871-1924). На протяжении последующего столетия хореографические версии балета неоднократно обновлялись. Сегодня Имперский Русский Балет представляет балет «Дон Кихот» в оригинальной хореографической редакции Гедиминаса Таранды.
Действие первой
Картина первая
На площади Барселоны у кабачка Лоренцо праздничное оживление. Дочь трактирщика Китри любезничает с влюбленным в нее цирюльником Базилем. Отец Китри, увидев их вместе, прогоняет Базиля. Он хочет выдать дочь за богатого дворянина Гамаша. Но Китри наотрез отказывается подчиниться воле отца. На площади появляется шествие тореадоров во главе со знаменитым Эспадой. Тореадоры, танцуя, разыгрывают сцену боя с быком. Влюбленная в Эспаду уличная танцовщица исполняет танец между кинжалами, вызывая всеобщий восторг.
Неожиданно толпа расступается — Санчо Панса возвещает звуками рога о прибытии странствующего рыцаря Дон Кихота. Лоренцо с почтением приглашает странного гостя в свой кабачок. Санчо остается на площади в окружении горожан, которые начинают потешаться над ним. Дон Кихот спешит на выручку своему оруженосцу.
Танцы возобновляются. Влюбленные Базиль и Китри снова вместе.
Увидев Китри, рыцарь принимает ее за даму своего сердца. Дон Кихот преклоняет колено перед дочерью трактирщика, но Китри убегает с Базилем. Отец Китри, Гамаш и Дон Кихот со своим оруженосцем отправляются ее разыскивать.
Действие второе
Картина вторая
Китри и Базиль уединились на мельнице — любимом месте их тайных встреч. Рядом с мельницей расположился табор цыган, которые радушно принимают молодых влюбленных. Неожиданно появляется группа преследователей во главе с отцом Китри Лоренцо. Цыгане переодевают Базиля и Китри до неузнаваемости и пускаются в пляс перед Дон Кихотом и Гамашем, чтобы сбить преследователей с толку. Но Гамаш узнает Китри и Базиля. Китри молит Дон Кихота спасти ее от ненавистного замужества. Дон Кихот бросает вызов Гамашу. Вероломный Лоренцо помогает Гамашу победить Дон Кихота.
Картина третья
В сознании раненого рыцаря возникает видение — ему кажется, что он находится в прекрасном лесу среди развалин старинного замка в царстве дриад. Здесь Амур ранит его сердце стрелой и любовь Дон Кихота к прекрасной даме становится вечной. Но это — только сон. Санчо возвращает своего хозяина к реальности. Появляются Гамаш и Лоренцо, разыскивающие сбежавших влюбленных — Китри и Базиля.