Ромео и Джульетта
Сергей Прокофьев ( 1891-1953)
Хореография – Леонида Лавровского
Редакция Гедиминаса Таранды
Сценография – Евгения Лысика
Художник по костюмам – Анна Ипатьева
Сюжет бессмертной трагедии Уильяма Шекспира волновал многих композиторов. Четырнадцать опер и симфонические партитуры по-разному трактуют образы, созданные гениальным английским драматургом. Великие художники – Гуно, Беллини, Берлиоз, Чайковский – прикоснулись к истории о Ромео и Джульетте.
Но Сергей Сергеевич Прокофьев был первым композитором, который создал настоящий шекспировский балет – один из лучших балетов ХХ века.
С 1938 года, с премьеры в городе Брно, начинается блистательная сценическая история «Ромео и Джульетты».
В 1940 году прошла премьера балета в Кировском театре, а после войны, в 1946 году, с той же хореографией Леонида Лавровского «Ромео» триумфально шел в Большом театре.
Высокая трагедийность и чистота поэтически возвышенного чувства, выраженного в удивительно конкретных, почти зримых музыкальных образах спектакля, предопределили его шествие-парад на лучших мировых театральных сценах.
Прокофьева не привлекала возможность стилизации эпохи. Однако в его произведении живет могучий дух Возрождения, характерный для шекспировской трагедии, на которую композитор взглянул глазами современного художника.
Прокофьев создал свой музыкальный образ Италии: в музыке балета нет фольклорных интонаций, все главные темы принадлежат к числу счастливых находок, поражающих даже в щедром прокофьевском творчестве.
Балет «Ромео и Джульетта» – этапное произведение в истории русской и мировой хореографии. В захватывающей смене увлекательных уличных плясок и трепетных любовных сцен, в чередовании экспрессивной эмоциональности и проникновеннейшего лиризма воплощена сама жизнь во всем богатстве ее движений, столкновений и страстей.
Акт I
• Вступление
• Улица просыпается
• Утренний танец
• Ссора
• Бой
• Приготовление к балу (Джульетта и кормилица)
• Джульетта-девочка
• Съезд гостей (менуэт)
• Маски
• Танец рыцарей
• Вариация Джульетты
• Меркуцио
• Мадригал
• Тибальд узнает Ромео
• Гавот (хореография Г.Таранды)
• Сцена у балкона
• Вариация Ромео
• Любовный танец
Акт II
• Народный танец
• Танец пяти пар
• Кормилица передает Ромео записку от Джульетты
• Ромео у Патера Лоренцо
• Джульетта у Патера Лоренцо
• Снова народный танец
• Встреча Тибальда и Меркуцио
• Тибальд борется с Меркуцио
• Меркуцио умирает
• Ромео решает мстить за смерть Меркуцио
• Финал II акта (хореография Г.Таранды)
Акт III
• Вступление
• Ромео и Джульетта (спальня Джульетты)
• Прощание перед разлукой
• Кормилица
• Джульетта отказывается выйти за Париса
• Джульетта одна
• Интерлюдия
• У Лоренцо
• Интерлюдия
• Снова у Джульетты
• Джульетта одна
• Ромео в Мантуе. Эпилог
• Похороны Джульетты
• Смерть Джульетты